Рекомендации родителям
по проведению артикуляционнойгимнастики дома.
Язык является главной мышцей органов речи.
И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.
Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними).
У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас.
Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние задания. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения.
Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.
В дальнейшем можно доводить их до 10—20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число.
Предлагаем вам несколько несложных упражнений из артикуляционной гимнастики расположенных в таблице для удобства использования. Надеемся, что предложенные упражнения помогут Вам и вашему любимому ребенку провести время дома с пользой!
ЧАСИКИ: Влево – вправо, влево — вправо мой язык скользит лукаво.
ЗАБОРЧИК: Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
ГАРМОШКА: К небу язычок прижми, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой. Гармонист ты неплохой.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ: Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу.
ГРИБОЧЕК: Широко открою рот, Будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз и вся учёба.
МАЛЯР: Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведем вперед — назад- Наш маляр работе рад.
ЛОШАДКА: Рот широко я открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок И раздаётся щелчок
КАЧЕЛИ :Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе.
ЧАШЕЧКА: Улыбаюсь, рот открыт. Там уже язык стоит. К зубкам подняты края- Вот и «чашечка» моя.
ГОРКА: Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас. Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий