Консультации

                 
                                  Если малыш не хочет идти спать

Многие родители жалуются, что вечером тяжело уложить ребенка в постель. Конечно,
детям не хочется отрываться от интересной игры или от просмотра телевизионной передачи.
Для того чтобы облегчить процесс укладывания ребенка в постель, лучше всего перед сном
проводить с ним спокойные занятия, которые могут стать «ритуальными». Ребенок будет их
ждать и тем самым настраиваться на спокойный ритм.
В качестве подобных занятий можно предложить совместное чтение книг, сочинение
сказок. Кроме чтения и сочинения сказок и историй можно использовать спокойные игры, в
процессе которых снимается эмоциональное возбуждение.
Ручка – плюх, другая – плюх!
(Попеременно падает сначала одна рука, потом –
Слабые, упали, (другая)
Словно ниточки висят, (Легко встряхивают руки, усталое выражение
Как и я, устали. лица, вялое – всего тела)
Снова зайка прыг да скокn(Прыгают, как зайки)
Скачет по дорожке,
Вместе с ним мы отдохнем, (Встряхивают попеременно то правую, то левую
Прополощем ножки. ногу, как будто полощут в воде)
Так трудились с зайкой мы, (Говорят вялым голосом, мышцы тела расслаблены)
Что устали сами.
Отдыхать теперь пойдем       (Садятся на коленки к маме, обнимают ее)
На коленки к маме.

После подобной игры можно заняться уборкой игрушек. Однако если скажете
ребенку: «Иди, убирай игрушки!», он вряд ли придет в восторг и кинется выполнять приказ.
Уборку игрушек тоже можно превратить в ритуальную игру. Можно придумать
«убиральную песенку» про то, как надо убирать игрушки. Время о  времени в песенку надо
вставлять имя ребенка.
Спать пора, медведь лохматый.
Спать пора, спать пора.
Помаши нам, Миша, лапкой,
Спи спокойно до утра.
Настя тоже спать ложится.
Пусть ей Мишенька присниться.

Когда все игрушки окажутся на своих местах, попросите ребенка, чтобы он говорил
шепотом – чтоб не разбудить игрушки. Затем переходите к вечернему туалету, во время
которого придумайте какую-нибудь спокойную игру с водой.
Вода ладошки обмывает,
Спокойной ночи пожелает.
Вода животик обмывает,
Спокойной ночи пожелает.
Водичка спинку обмывает,
Спокойной ночи пожелает.
Водичка ножки обмывает,
Спокойной ночи пожелает.
Вода головку обмывает,
Спокойной ночи пожелает.
(и так про разные части тела)
Водичка Катю поливает,
Спокойной ночи ей желает.
Подобная игра с водой поможет ребенку успокоиться и приготовиться ко сну.
Постарайтесь в процессе приготовления ко сну похвалить ребенка (не слишком
эмоционально) за то, что он понимает, что пора спать, собирать игрушки и т.д.
Однако если малыш эмоционален и сверхподвижен, вполне вероятно, что все
перечисленные приемы не помогут. Тогда лучше всего ежедневно пользоваться какой-либо
одной выбранной простой фразой - «спать пора». Возможно, произнести ее придется не
один, а, может быть, пять или шесть раз (а, может быть, и больше). Постарайтесь сохранять
терпение, повторяйте фразу нейтральным тоном.
Время отхода ко сну – это время эмоциональной близости с ребенком. Постарайтесь
сделать его максимально приятным и для себя, и для малыша. Погладьте его, сделайте
легкий массаж, поговорите ласково. Даже если он еще не понимает слов, его успокоит ваш
голос, спокойные интонации. Можно почитать книжку (вызывающую положительные
эмоции). Спойте ему колыбельную, уже известную или придуманную вами специально для
сына или дочки. Даже если песенка окажется чересчур простой и наивной, ребенок, скорее
всего, запомнит ее надолго, и будет продолжать ее петь даже в школьном возрасте.
Отдыхает носик,
Отдыхают ушки,
Отдыхают ручки,
Отдыхают ножки,

Отдыхают щечки,
 Отдыхает лобик,
Отдыхает голова,
Спинка и животик.
Все ложатся отдыхать,
Чтобы крепко-крепко спать.
Во время проговаривания взрослый нежно поглаживает ребенка по указанным частям
тела. Проговаривать надо певуче, тихим голосом.
Если родители научаться превращать минуты, предшествующие сну, в волшебное
время установления теплого эмоционального контакта с малышом, то это будет залогом
того, что даже когда ребенок подрастете, у него будет потребность обязательно пообщаться с
вами перед сн6орм, рассказать о своих удачах и поражениях, поделиться мечтами и
проблемами.
ИТАК, если ребенок не хочет идти спать:
v      Замечайте первые признаки утомления.
v      Переключайте ребенка на спокойные игры.
v      Сделайте одну-две игры ритуальными.
v      Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.
v      Оставайтесь спокойным и доброжелательным.
v      Погладьте ребенка перед сном, сделайте массаж.
v      Спойте ребенку песенку.
v      Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, расскажите сказку или историю.
Скорее всего, если вы постараетесь выполнить все эти правила, ваш малыш
приобретет навык спокойно отправляться в постель и засыпать. Задача родителей в это время
– быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.


 Чтение для самых маленьких.


«Что и как читать детям». Художественная литература является универсальным
развивающим образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно
воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей
человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.
Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную
картину мира. По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты
содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и
пространством реальный опыт. Что приобретает ребенок, когда родители ему читают? Как
минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.
Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в
котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть
важнейшая ступень на пути становления творческой личности.
Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с
аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.
Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать
читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.
В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам
потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо
запоминать со слуха.
Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители
имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой
или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В
течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать
ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш
настраивался на восприятие книги.
Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые
наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями.
В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы
и юмористические произведения. В старшем дошкольном возрасте приоритетными должны
быть познавательные книги.
Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально.
Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря
так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а
что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать
детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное. »

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и
окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь
передать музыку ритмической речи.
Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо
активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы,
рассматривает иллюстрации.
Рекомендуется читать с детьми большие литературные формы — авторские сказочные и
реалистические повести, а также циклы рассказов с единым персонажем. Большие
повествования обычно почти не используются в детском саду.
Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной
цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями,
зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних
психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности
позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и
переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки,
принятые в человеческом обществе.
Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся
историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся
привлекательными для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира,
связывания отдельных представлений о нем в целостную картину.
Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.
Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет
школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

К нам приехал театр!!!!

                                                      А у нас сегодня праздник Радостный, весёлый. В детский сад театр приехал, С новой сказ...